О режиссёре Е. Л. Дзигане
и 5 научным специальностям докторантуры:
О режиссёре Е. Л. Дзигане
Ефим Львович Дзиган — режиссер прославленного фильма «Мы из Кронштадта» (по сценарию Вс. Вишневского) — фильма, который вошел в классику киноискусства.
Дзиган — мастер больших полотен, где народ показам как творец истории. В его фильмах всегда впечатляюще выполнены массовые сцены, представляющие революционное народное действие.
Эпический жанр наиболее сложный в искусстве. И тот, кто берется за его решение, должен обладать большим художественным чутьем, чтобы не впасть в рационализм, не замкнуться в абстрактных обобщениях, а сочетать образ массы с яркими индивидуальными чертами героев. Ефим Дзиган обладает этим чутьем.
Главной и ведущей в его творчестве является тема народной героики, революционного мужества и патриотизма.
Работы Е. Дзигана отличаются оригинальными решениями. Это качество проявилось уже с первых шагов его творчества.
Нелегок жизненный путь Ефима Львовича Дзигана. В молодости он был грузчиком, затем служащим в первых государственных советских учреждениях. Был добровольцем в Красной Армии в годы гражданской войны. Побывал на Северном фронте, в Мурманске и Архангельске, в рядах 16-й армии Западного фронта, в Отдельной Кавказской армии, а затем в органах ВЧК. Много разъезжал, видел страну в грозе революции, в огне гражданской войны. Все это было хорошей школой для молодого, художника, будущего режиссера кино.
Е. Дзиган с детства тянулся к искусству. В юношеские годы он участвовал в любительских спектаклях. Однажды был невольным свидетелем съемок фильма, которые произвели на него большое впечатление. Может быть, отсюда и началась его любовь к кино, которая осталась на всю жизнь.
Еще в 1921 году, находясь на военной службе, Е. Дзиган мечтал попасть учиться в киношколу. Но мечта не осуществилась, его откомандировала в Отдельную Кавказскую армию. Вернувшись из армии Е. Дзиган снимался в фильме «В тылу у белых» в роли партизана, работал он и в качестве помощника кинооператора, что значительно обогатило опыт начинающего кинематографиста.
Увлечение режиссурой пришло позже, после встреч с В. И. Пудовкиным. С ним Е. Дзигану довелось познакомиться на съемочных площадках, в частности, когда Всеволод Илларионович снимал картину «Механика головного мозга». Именно Пудовкин начал усиленно ориентировать Дзигана на режиссуру, обнаружив у него необходимые для этого данные.
Дебютом Е. Дзигана была картина «Первый корнет Спешнев», которую он снимал вместе с другим начинавшим тогда режиссером М. Чиаурели. Она была построена на близком для Дзигана материале гражданской войны. Но это лишь ученическая работа. В следующем фильме, «Бог войны», Дзиган впервые заявил о своей режиссерской манере широкого эпического повествования.
Работая затем в «Белгоскино», молодой режиссер продолжает разрабатывать найденную им тему народной героики. Изучая жизнь Белорусской республики, Дзиган делает документальный фильм «Май колхозный» — о коллективизации на Могилевщине, затем ставит фильм «Суд должен продолжаться», трактующий морально-этические проблемы. Фильм этот был недостаточно конкретен в своих образах.
Недавно на экраны вышел новый фильм Е. Дзигана «В едином строю», сделанный в содружестве с режиссером Ган Сюэ-веем и другими китайскими кинематографистами.
Охват событий в этом фильме чрезвычайно широк. В нем перекликаются явления наших дней с далеким прошлым гражданской войны. Действие смело перебрасывается с одной из строек народного Китая в тайгу на Дальневосточном фронте. Герои фильма предстают перед зрителями то зрелыми, прошедшими большой жизненный путь, то юными, в красноармейских шинелях, опаленные огнем сражений за Советскую республику.
Картины режиссера Е. Дзигана узнаются не по вступительным титрам, где обозначены фамилии авторов, а по художественному своеобразию, по индивидуальному творческому почерку их создателя, по его идейной убежденности, по острому политическому звучанию этих произведений. Проекты каркасных домов Z500 - http://z500proekty.ru/doma/tag-karkasnye-doma.html .
|