Научная работа
В неразрывной связи с учебно-методической работой на кафедре ведутся научные исследования по различным направлениям современного социального менеджмента. Творческим коллективом и отдельными преподавателями систематически ведутся исследования по следующим направлениям:
- проблемы эффективности государственной власти и управления в современной России (проф. Игнатов В.Г., проф. Радченко А.И., доц. Бурмистров С.В., доц. Катрич М.А.);
- современные технологии менеджмента как фактор эффективности управления (доц. Албастова Л.Н., доц. Стадниченко В.Н.);
- проблемы становления и развития государственной поддержки предпринимательства и малого бизнеса (проф. Игнатов В.Г., проф. Попов В.М.);
- кадровая политика и совершенствование системы подбора кадров (проф. Игнатов В.Г., доц. Беклемищев Е.П.).
- проблемы повышения эффективности функционирования дорожного комплекса на региональном уровне (проф. Попов В.М., проф. Топилин В.М., доц. Кузнецова И.М., доц. Лакшин М.И.);
- совершенствование системы ценообразования в дорожной отрасли (проф. Попов В.М., доц. Кузнецова И.М.).
Надо сказать, что государственное и муниципальное управление связано с многими сторонами государственного строительства, с экономикой, политикой, историей и т.д., поэтому исследование проблемы ведется комплексно, изучаются вопросы теории и методологии государственного управления; государственной службы и государственного служащего; кадровой политики; проблемы функционирования власти (кризиса власти, разделения властей, вертикали власти и пр.); местного самоуправления; зарубежного опыта государственного и местного самоуправления.
По этим отраслям за 10 лет было опубликовано 22 монографии, 37 сборников статей и тезисов докладов, 27 учебных пособий, 8 номеров журнала "Государственное и муниципальное управление" и большое количество брошюр.
Разработка концепции государственного управления - дело чрезвычайно трудное, требует усилий многих ученых. Разрабатывая концепцию, важно опираться на традиции, на менталитет народа, особенности государственного управления в России. Надо взять наиболее ценные элементы и избавиться от устаревших.
Важное значение придается продумыванию системы управления в целом, а также ее составных элементов, с целью подведения системы под рыночное хозяйство и совершенствование ее. Ценные моменты можно позаимствовать в развитых странах Запада, которые прошли подобный этап становления.
Для анализа государственного и муниципального управления используются следующие методы: традиционный метод материалистической диалектики с элементами формально-логического подхода; исторический метод, системно-структурный, статистический, сравнительный, культурологический.
Наиболее важной в этом направлении является работа Зеркина Д.П. и Игнатова В.Г. "Основы теории государственного управления". В ней рассматриваются актуальные аспекты становления и развития теории государственного управления и проблемы ее реализации в современной России. По мнению авторов, концепция государственного управления включает методологические требования разграничения функций рационального, целенаправленного воздействия органов государства на общество и самоорганизации социальных субъектов, выражающейся в различных формах общественного самоуправления.
Вмешательство государства в общественные дела ограничивается гражданским обществом.
Теория государственного управления выявляет законы управленческого процесса, формирует принципы управления. Государственное управление - это многоплановое и не совсем определенное образование. Надо изучать сущность и специфику государственного управления, законы, принципы, формы и методы. Надо определить место государственного управления в системе отношений в обществе.
В работе дается понятие государственного управления, которое рассматривается как "сознательное воздействие государственных институтов на деятельность общества, его отдельных групп, в котором реализуются общественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества".
Анализируется субъект и объект государственного управления. Специальные главы посвящены рассмотрению взаимоотношений государственного управления и власти, объективных законов и принципов государственного управления.
Авторы значительное внимание уделяют анализу государственного управления как процессу принятия и исполнения решений, эффективности государственного управления.
В книге Радченко А.И. "Основы государственного и муниципального управления: системный подход" делается попытка применить нетрадиционный системный подход к анализу государственного и муниципального управления. Смысл такого подхода состоит в системном рассмотрении и во взаимосвязи основных положений государственного и муниципального управления. Поэтому государственное и муниципальное управление следует изучать не только как совокупность принципов и методов управления, но и как некое целостное и системное образование.
Радченко А.И. подчеркивает, что системный подход ориентирован не на аналитические, линейно-причинные методы исследования, а на анализ целостных интегративных свойств объекта, выявление его связей и структур.
После того как дан анализ методов и принципов государственного и муниципального управления, можно переходить к изучению его в целом как структуры, связи управления с другими формами отношений в обществе. Надо определить место управления в государственном строительстве. И в этом плане системный подход следует за традиционными методами исследования.
Системный подход базируется на ряде принципов, в частности: целеполагания и целостности. На их основе автор сформулировал принципы системного подхода: эмерджентности, самоуправления (самоорганизации), иерархичности, делимости (декомпозиции), макро- и микроуровневого рассмотрения системы (макро- и микроподхода к системе), обусловленности функций и структуры системы ее целью, двуединости управления в системе.
Содержанием общей теории государственного и муниципального управления, по мнению автора, является познание законов и закономерностей, разработка принципов и категорий функционирования и построения государственного и муниципального управления. Здесь имеются два вида законов: законы функционирования и законы развития. К первым относится закон оптимального дополнения и уравновешивания государственных полномочий полномочиями органов общественного самоуправления; ко вторым - закон нарастающей демократизации и закон неравномерности развития и конфликтности.
Под принципами государственного и муниципального управления автор понимает объективные основы, на которых базируются структура и процесс управления и в которых абстрагированы закономерности построения, функционирования и совершенствования управления.
Важное место автор отводит анализу функций государственного и муниципального управления. Он дает классификацию функций. Так, работы по осуществлению стадий управленческого цикла образуют функции: планирования, организации, контроля и учета, регулирования и координации. Эти функции реализуются в любых сферах социального управления.
Вполне естественно перечислить органы государственного и муниципального управления, которые можно классифицировать по различным признакам: по уровням управления; по видам организационно-правовых форм; по объему и характеру компетенции; по территориальной сфере деятельности; по порядку принятия управленческих решений.
Автор перечисляет высшие органы государственного и муниципального управления, системы центральных федеральных органов государственного управления; а также органов государственного управления субъектов РФ; системы органов муниципального управления.
Значительное место уделяется методам государственного и муниципального управления: методам поиска оптимальных управленческих решений, методам организации и контроля их исполнения. Методы управления подразделяются на административно-организационные, экономические и социально-психологические.
Административные методы осуществляются в виде прямого административного воздействия на объекты управления: постановления, распоряжения, приказы, указания. Организационные методы представляют собой совокупность организационных воздействий субъекта управления на управляемый объект, а также на субъект управления, т.е. на самого себя.
Автор дает классификацию кадров органов государственного и муниципального управления.
Важное место в научных исследованиях занимают проблемы становления государственной службы на различных уровнях построения и совершенствования государственных и муниципальных систем управления. Учеными кафедры разработаны и внедряются эффективные методики оценки, используемые при отборе и продвижении персонала. Разработанная профессором Радченко А.И. концепция организации систем государственного управления и местного самоуправления нашла практическое применение и была использована при подготовке проектов уставов городов и районов Ростовской области. Краснодарского и Ставропольского краев, ряда республик Северного Кавказа.
Продолжают укрепляться связи со многими субъектами Северного Кавказа. Доцентом Беклемищевым Е.П. выполнен анализ социально-демографического состава государственных и муниципальных служащих в Ростовской области, Ингушетии и Адыгее. Профессором Радченко А.И. разработаны научно-методические рекомендации по разработке организационных структур районных администраций, которые представлены в исполнительные органы субъектов Северного Кавказа и получили высокую оценку.
Ученые кафедры большое внимание уделяют созданию стройной и научной концепции государственной службы. За 10 лет в этом плане проделана большая работа, опубликованы монографии, сборники и учебные пособия, словарь-справочник.
Надо подчеркнуть, что понятие госслужбы многообъемлюще и многогранно. Трудно твердо сказать, какие должности входят в госслужбу, какие нет. Представляется, что это ряд институтов государства, связанных между собой.
Исследование проблем госслужбы в СКАГС идет в нескольких направлениях:
- необходимо дать четкое понятие госслужбы;
- определить составные ее части, связь этих частей;
- структуру госслужбы;
- место госслужбы в системе других институтов государства.
Ученые СКАГС уделяют внимание наиболее фундаментальным понятиям и категориям государственной службы. Государственная служба - важнейшая структура для выполнения государством своих функций. Именно государственная служба призвана упорядочить все процессы формирования организационных и процессуальных основ деятельности государственного аппарата. Государственная служба - достаточно сложное образование. В нее входят государственный аппарат, типы и уровни государственной службы, государственные должности и пр. И все эти вопросы служат объектом анализа ученых СКАГС.
Крайне важно проанализировать эффективность государственной службы, способы повышения эффективности, критерии и модели ее оценки. В СКАГС разработана методика системой оценки эффективности государственной службы и анкета эксперта.
Она включает в себя следующие позиции:
- Организованность и сплоченность администрации в целом.
- Уровень профессиональной подготовки административной элиты.
- Уровень взаимодействия с общественными органами управления.
- Уровень взаимодействия с нижестоящими структурами управления и исполнителями в целом.
- Умение решать возникающие конфликты.
- Отношение населения к местной административной элите.
- Оценка экономического положения вашего региона.
- Интегральная оценка деятельности административной элиты вашего региона в целом.
Параллельно с разработкой проблем государственной службы конструируется и модель государственного служащего. Рассматривается образ государственного служащего в истории зарубежного и отечественного обществоведения, современное представление о нем в литературе, социально-нормативные его характеристики, личные качества. Уделяется внимание социокультурному механизму формирования облика современного государственного служащего. Над этой проблемой работают члены кафедры Игнатов В.Г., Беклемищев Е.П., Радченко А.И. и др.
Надо сказать, что профессионализм государственного служащего рассматривается исторически, философски, культурологически. Дается понятие профессии, ее характерные признаки, пути повышения профессионализма.
Результаты исследований творческого коллектива под руководством профессора Игнатова В.Г., проведенных совместно с работниками кафедры политологии и этнополитики СКАГС, легли в основу концепций кадровой политики Ростовской области, Республики Адыгея и других субъектов Юга России, Концепции национальной политики на Северном Кавказе, совершенствования федеральных отношений, комплексной Программы развития Юга России.
Кадровая политика государства самым непосредственным образом связана с государственным управлением. Создание потенциала государственного управления ставит необходимость разработки концепции кадровой политики. Ученые Швец Л.Г., Таранцов В.П., Беклемищев Е.П. проводят в этом отношении большую работу.
Изучение проблемы кадров идет всесторонне и в нескольких направлениях:
- разработка общей теории кадровой политики государства;
- кадровые технологии;
- модель государственного служащего;
- профессионализм и элита государственного служащего; политическая культура государственного служащего;
- роль лидера в управлении;
- изучение отдельных профессий (менеджер-эколог/ менеджер, чиновник).
Надо сказать, что при изучении кадровой политики используют различные методы. Кроме анализа современного состояния кадров, обобщения данных, широко используется анкетирование, опрос, статистический анализ и другие способы.
Ученые СКАГС систематически и всесторонне исследуют проблемы власти. Были проведены несколько научных конференций, выпущено много сборников научных трудов. В основном можно выделить такие направления:
- кризис власти,
- проблемы легитимации власти,
- проблемы повышения эффективности власти;
- разделение властей,
- вертикаль власти.
В последние годы весьма актуальной стала проблема укрепления вертикали власти в стране. Это было связано с тем, что в республиках и областях за последние 10 лет были приняты конституции и договоры, которые частично противоречили Конституции РФ, что вело к расшатыванию государственных устоев и грозило распаду страны. Поэтому укрепление вертикали власти стало первостепенной задачей нового президента и его команды.
Эта работа ведется в тесном сотрудничестве с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе. Наиболее продуктивно в этом направлении работают проф. Игнатов В.Г., проф. Радченко А.И., доц. Беклемищев Е.П. Несмотря на относительно короткий срок, можно констатировать результативность их работы. Подготовлен научный доклад "Единая система государственного и муниципального управления как основа укрепления вертикали исполнительной власти". Проведен комплексный анализ кадровой ситуации в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, результатом которой явилась аналитическая записка отделу кадровой политики и государственных наград аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО. Разработаны рекомендации по совершенствованию организационной структуры и рационализации труда аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО.
В СКАГС в июне 2001 г. состоялась международная конференция на тему "Вертикаль власти: проблемы оптимизации взаимодействия федерального, регионального и местного уровней власти в современной России".
Было опубликовано по материалам конференции 4 сборника тезисов, одна коллективная монография и сборник информационно-методических материалов. Всего опубликовано 184 материала. В обсуждении проблемы приняли участие 211 человек.
Одной из важнейших предпосылок достижения социально-экономической стабильности государства, по мнению Игнатова В.Г. и Бутова В.И., является формирование и функционирование единой исполнительной вертикали власти. В общем виде эта вертикаль представляет собой совокупность институтов и механизмов, обеспечивающих исполнение общегосударственных конституционных и законодательных актов. Требует она повсеместного контроля за реализацией общенациональных интересов на основе формируемых на общих принципах отношений между Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением.
Проблема восстановления властной вертикали в России - одно из магистральных направлений современного государственного строительства.
Устранение расхождений федерального и регионального законодательства сегодня стало государственно важной задачей, без решения которой не может быть и речи о нормальном развитии страны и регионов, о формировании властной вертикали.
Нужна единая система государственного и муниципального управления как основа укрепления вертикали исполнительной власти.
Надо сказать, что проблему вертикали власти рассматривают с различных точек зрения:
- с исторической;
- с экономической;
- с политической;
- социологической;
- с правовой;
- культурологической.
Местное самоуправление формируется в нашей стране достаточно трудно, и в этой связи весьма существенной может быть помощь ученых в разработке концепции местного самоуправления.
В СКАГС над этой проблемой особенно интенсивно работают зав. кафедрой Игнатов В.Г. и Рудой В.В. Результатом их совместной деятельности явилось создание учебного пособия "Местное самоуправление", которое по итогам Российского конкурса образовательных программ и методического обеспечения подготовки кадров для муниципального управления получило Диплом 1-й степени за 2001 г.
Здесь рассматриваются теоретические и организационные аспекты становления местного самоуправления, его отличительные признаки; территориальные организации и основные структурные элементы местного самоуправления.
Значительное место уделяется экономическим аспектам функционирования местного самоуправления, проблемам формирования муниципальной собственности, вопросам финансирования местного самоуправления, а также развитию предпринимательства в регионе (городе, поселке и т.д.), инвестиционной деятельности.
Местное самоуправление в России значительно отличается от местного самоуправления в других странах.
Эту тему исследовали Игнатов В.Г. и Бутов В.И. ("3арубежный опыт местного самоуправления и российская практика". 1999).
Авторы рассматривают общие вопросы формирования и функционирования местного самоуправления в США, Германии, Канаде, Франции, Испании. Анализируют структуру местного самоуправления в этих странах, порядок формирования его руководящих органов, проводят различие между странами.
Изучается социально-экономическая деятельность местных органов самоуправления за рубежом. Так, во многих странах местные органы власти занимаются прежде всего экономическими проблемами:
- содействуют появлению новых производств;
- новых предпринимателей.
Чаще всего местные органы выполняют такие услуги:
- экономическое развитие, поддержка сообщества;
- услуги по развитию окружающей среды;
- образовательные, оздоровительные и социальные услуги;
- защитные функции, которые связаны с пожарной службой и полицией;
- коммунальные услуги;
- досуг.
Следует отметить, что обращение к зарубежному опыту среди современных ученых стало делом и модным, и привычным. Сейчас многие теоретические и практические проблемы стали общими для всех государств, поэтому встает необходимость учитывать этот огромный опыт. Однако преобладают "случайные наезды" на зарубежные концепции. Видимо, скоро встанет вопрос о систематическом и обязательном изучении зарубежного опыта, зарубежных концепций, что потребует каких-то новых организационных форм, например еженедельного обсуждения учеными зарубежных новинок и пр.
По инициативе заместителя полномочного представителя Президента РФ в ЮФО профессора Слепцова Н.С. создан региональный центр переподготовки специалистов в области ипотечного кредитования жилищного строительства, который возглавили зам. заведующего кафедрой профессор Попов В.М. и доцент Лапин И.А.
Профессором Топилиным В.М. разработаны "Концептуальные основы программы развития дорог общего пользования Ростовской области", где научно обосновывается экономическая эффективность увеличения инвестиций в дорожную сеть области, объективная потребность в государственной поддержке и показываются пути совершенствования структуры управления.
Творческий коллектив под руководством проф. Попова В.М. в течение нескольких лет изучал проблемы повышения эффективности функционирования дорожного комплекса Ростовской области. Результатом исследования явились:
- стандарт "Система и структура ценообразования в "Ростов-упрдоре" и программное обеспечение расчетов инвесторских и договорных цен на ремонт автомобильных дорог и расчетов за выполненные работы;
- разработка сметных нормативов "Содержание автодорог";
- комплексный многофакторный анализ состояния производственного и кадрового потенциала дорожного комплекса Ростовской области и разработка концептуальных основ комплексной целевой программы его развития;
- программа подготовки и повышения квалификации кадров дорожной отрасли Ростовской области;
- рекомендации по совершенствованию системы управления дорожной отраслью Ростовской области.
О растущем научном потенциале кафедры свидетельствует динамика издательской деятельности. Годовой объем опубликованных работ с участием преподавателей кафедры за 1994 - 2001 гг. вырос с 30 до 150 п.л.
Основными направлениями своего дальнейшего развития коллектив кафедры считает:
- развитие кадрового потенциала кафедры, повышение удельного веса преподавателей самой высокой квалификации;
- дальнейшее укрепление связей с государственными и муниципальными органами власти, субъектами экономики, ориентация тематики научно-исследовательской работы на их запросы;
- развитие материально-технической базы кафедры и обеспечение на этой базе более высокого качества учебного процесса;
- повышение качества и увеличение объема образовательных, научно-консультативных и информационно-аналитических услуг.