Ритм и контраст
30.08.2016
Порой толчок, как бы «подстегивающий» действие, дается извне - драматург обращается к приему, так сказать, механически усиливающему динамику. После сравнительно спокойного диалога между матерью и сыном в «Майоре Барбаре», хотя и оснащенного непрерывными взаимными колкостями, а также колкостями в адрес «профессии» отсутствующего Андершафта, так как главная тема диспута уже заявлена в этой первой сцене пьесы, старый слуга леди Бритомарт Моррисом, «бледный и испуганный, врывается в комнату в явном расстройстве»: «Э-э-э. Мистер Андершафт». Появление Андершафта обозначает новый ритмический кусок драмы, подобно тому как на новый этап вступает развитие основной темы дискуссии. В ней теперь принимают участие семь человек: леди Бритомарт, Андершафт, их дети, женихи их дочерей - Барбары и Сары. Приемы, способствующие механическому усилению ритма, его новому рывку, можно встретить и в других пьесах Шоу. Если вы ищете мебель для ванной комнаты, загляните в интернет магазин сантехники. Все представленные здесь гарнитуры полностью отвечают требованиям качества и сделают данное помещение максимально комфортным и уютным.
Но значительно чаще источником энергии действия служит сама дискуссия, ее ход и повороты. Столкновение идей не нуждается в искусственном подталкивании; торопить его, прибегая к внешним, театральным приемам, не обязательно. Дискуссия способна сама умело регулировать действие, то ускоряя, то почти останавливая его, всячески способствуя углубленному познанию законов общественного устройства персонажами, читателями, зрителями. Таким образом, основные толчки, знаменующие новые ритмические куски, следуют изнутри. Драматическое действие постоянно черпает свою динамику из контрастного сопоставления мира видимого и реального, из сопоставления идей и характеров, темпераментов и настроений.
Ритм и контраст - близнецы-братья в пьесах Шоу. Он пользуется методом контраста настойчиво, разнообразно. Контраст - признак нервной неустойчивости, склонности к эволюции и изменениям во всем, что окружает человека, и в нем самом также. Контрастность сцен - результат острой, эмоциональной реакции персонажей на то, что случается и обсуждается, реакции друг на друга. А в свою очередь могучее, неуклонное, противоречивое и целостное в одно и то же время движение идей невозможно без броских, ярких красок затрагивающей все и всех контрастности, как немыслима идейная и художественная гармония пьес Шоу без причудливой дисгармонии в результате катастрофического разрушения драматургом понятий и установлений, лицемерно выданных вначале за идиллически существующие.
|